Экоширма "Экологические профессии"

 Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения, возможность выявления талантов и направление их в наиболее подходящие сферы деятельности.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

Проблема приобщения дошкольников к труду нашла достойное место в работах выдающихся педагогов прошлого. К. Д. Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.

А. С. Макаренко отмечал, что правильное воспитание – это обязательно трудовое воспитание, так как труд всегда был основой жизни.

Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий, а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями обоснована и в ФГОС дошкольного образования. Один из аспектов образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлен на достижение цели формирования положительного отношения к труду.

Федеральным государственным образовательным стандартом ДО определены Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников :

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты.

Ознакомление дошкольников с профессиями осуществляется с учётом принципа интеграции пяти образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Основная сложность работы по ознакомлению детей с профессиями заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней.

Большое значение в формировании образа мира ребенка имеет игра. Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка. В игре ребенок учится возможности быть,. быть капитаном, врачом и т. д. 

Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

Технология исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения.

Для исследовательской деятельности могут быть выбраны доступные и интересные детям старшего дошкольного возраста типы исследования :

- опыты (экспериментирование) – освоение причинно-следственных связей и отношений;

- коллекционирование

 Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.

В ходе целенаправленной и систематической   профориентационной  работы происходит расширение кругозора дошкольников о мире профессий.

Целью ранней (детской) профориентации в ДОУ является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности взрослых.

В практике с дошкольниками по ранней профориентации педагоги используют разнообразные методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной. Среди них:

Наглядные (живые образы, к которым относятся

наблюдения

дидактические пособия

рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, рисунков.

Словесные, которые включают

художественное слово

рассказ воспитателя

беседы

проблемные ситуации

высказывания и сообщения

Практические – это

трудовые поручения

обучение отдельным способам выполнения трудовых операций.

игровые обучающие ситуации

сюжетно-ролевые игры

Игровые, к которым относятся:

дидактические игры

игровые упражнения

сюжетно-ролевые игры

Все это включила в себя наша новая разработка - экологическая ширма "Экологические профессии". Экологическую тематику мы выбрали в соответствии с приоритетным направлением нашего детского сада.












Данное дидактическое пособие представляет из себя ширму с различными дидактическими играми, а так же набор атрибутов для сюжетно-ролевых игр. Нами были выбраны несколько профессий, связанных с природой и экологией, а именно: эколог, лесник, фермер, ветеринар, продавец магазина "Семена".

Благодаря этому пособию  в игровой форме  продолжаем расширять представления детей об экологических профессиях, их названиях и роде деятельности. Воспитываем уважение к труду взрослых, желание выбрать профессию и потребность трудиться.

Перечень и содержание дидактических игр нашей ширмы.

1. Сложи картинку.


Цели:

1.продолжать учить собирать целое из частей;

2.развивать мышление детей;

3. систематизировать знания о профессиях

Задачи: Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на части.  Воспитывать у детей внимание, усидчивость, настойчивость в выполнении поставленной задачи.

Оборудование. Разрезные картинки 

Ход игры: Перед ребенком на столе лежат разрезные картинки с изображением представителей разных профессий, ему предлагается сложить картинку из частей так, чтобы получился целый предмет, путём прикладывания. Далее усложняем задание: собирание картинки по памяти.

2. "Профессии"


Цель: Закрепить названия профессий и действий, которые совершаются ими, а так же предметов, им нужных.

Игра выполнена из фетра и представляет собой набор карточек  со схематическим изображением представителей экологических профессий и предметами и действиями, выполняемыми в рамках  этих профессий.

Ход игры. Вы задаете ребенку вопрос: " Что делает…..?" и называете представителя какой-либо из 4х профессий, а ребенок отвечает.  Перемежайте хорошо знакомые профессии с незнакомыми, заодно расскажите о неизвестных ребенку профессиях. Интересно получается, если спросить подряд "Что делает врач?", "Что делает ветеринар?" (разобрать разницу), а затем так же "учитель" и "ученый". От детей иногда слышишь интересные версии.


3. Кольца Луллия "Кому что нужно для работы" и "Кто чем занимается"



Целью использования данного пособия является : развитие познавательных интересов детей.

Задачи: знакомство с профессиями и необходимой атрибутикой, а так же трудовыми действиями, совершаемыми представителями той или иной профессии. Закрепление названий и представлений о профессиях. Ознакомление с предметами и инструментами, необходимыми конкретным специалистами. Развивать логическое мышление, связную речь дошкольников, воспитывать познавательный интерес и уважение к труду.

Правила игры: ребенок соотносит изображение на малом круге, на большом круге и рамку, определяя подходит ли представителю той или иной профессии данный предмет или трудовое действие. На круге с предметами есть атрибуты, которые подходят представителям разных профессий. 

Эта игра подходит как для совместной со взрослыми игры, так и впоследствии самостоятельной игры.

4. "Что лишнее?"


Цель: развитие мышления, зрительного внимания, развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку, обобщать.

В кармашек в середине круга вставляется картинка с изображением какой либо профессии. Детям предлагается рассмотреть изображения  предметов, назвать их, объяснить их назначение, соотнести с картинкой в середине и найти лишние - закрыв их  кружочками.

5. Трауматроп




Данное пособие предназначено, как для использования в образовательной деятельности с детьми, так и в игровой. Оно имеет многофункциональный характер, и может быть использовано на индивидуальных, на групповых занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Преимущества игровых приемов, состоят в том, что они позволяют более активно воздействовать на ребенка. Доступная и привлекательная игровая ситуация на занятиях делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка – дошкольника, используются такие здоровьесберегающие технологии, как игротерапия, физкультминутки, гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, психогимнастика и другие. 

Задачи: Способствовать воспитанию интереса ребенка в познании окружающего мира и закреплению ранее изученного материала. Продолжить формировать в сознании ребенка эмоционально – эстетическое и бережное отношение к игрушкам и материалам. Способствовать снижению заболеваемости в группе, повышению уровня физической подготовленности детей, ловкости, координации движений, быстроты реакции и активизации кровообращения. Развивающая. Способствовать развитию активного словарного запаса у детей,  развитию игровых познавательных способностей, активизации памяти, логики, мышления.

Дети рассматривают изображения, им предлагается определить, представителю какой профессии подойдет то или иное изображение.

6. Сюжетно-ролевая игра  Магазин семян "Росток"








Цель: Развивать и закреплять знания детей о семенах разных растений. Учить группировать растения по виду, по месту произрастания.

Материал:  Вывеска «Семена». На прилавке, в разных коробках в  прозрачных мешочках, находятся разные семена с картинкой этого растения.

Ход игры:

Воспитатель предлагает открыть магазин по продаже семян.  По ходу игры дети-покупатели подходят к продавцу и называют свою профессию: цветовод, огородник, овощевод, лесник. За тем просят продать семена описанного ими растения и способа их выращивания (по одному в ямку, по одному в бороздку, «щепотью», рассадой).

7. Экологический экран.


 Игра «Экологический экран»  может быть использована   как на непосредственно-образовательной деятельности по разным образовательным  областям,  с целью экологического воспитания детей,  так и в индивидуальной работе. А также в свободной игровой деятельности детей и  в качестве диагностического материала  по образовательной  области «Познание», «Безопасность», «Коммуникация». 

Эта дидактическая  игра  способствует  развитию  природоведческого кругозора, развитию речи, мышления, внимания, памяти, восприятия, расширяет кругозор  дошкольников.  Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности, причинно-следственные связи, принимать самостоятельные решения, учится общаться со сверстниками в ходе игр с экологическими картами, систематизирует природоведческие знания.

Варианты  игры

Вариант  1:   « Дай правильный ответ   и  собери как можно больше   поощрительных фишек»  

Правила:  Педагог листает каждую страницу экрана перед детьми. «По каждой странице  экрана  будет задан вопрос. Надо постараться ответить на него быстро и правильно. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. У кого будет больше фишек (после просмотра всего экрана), тот и выиграл».

Вариант  2:   «Отметь  фишками нужные  картинки на своей страничке» ( индивидуальная или групповая работа)

Правила:  «Вверху страницы экрана лежат фишки. Внимательно рассмотри картинку, подумай и  накрой фишками  правильные варианты (объекты).  Назови, что ты закрыл  и объясни свой выбор»

Игра  « Да -нетка» (ТРИЗ)

Правила:  ведущий-ребенок (или воспитатель) задумывает один какой-то объект на странице экрана, а дети начинают угадывать его, задавая цепочку логических  вопросов, а ведущий отвечает  «Да» или «нет».


8. "Чем занимается фермер ?"



Цели:   развивать у детей навыки общения, умение вступать и поддерживать диалог со сверстниками и взрослым. Воспитывать уважение к труду фермеров.  Систематизировать знания детей о сельскохозяйственных профессиях. Познакомить с особенностями сельского хозяйства.

Ход: Дети по очереди вращают стрелку и называют род деятельности фермера и конечный продукт, который он производит. Вводятся такие понятия как: садовод, овощевод, полевод, животновод, птицевод, пасечник. Обсуждается вопрос, может ли один человек заниматься всем одновременно, да или нет? И почему?

9. Танграм "Кто на ферме живет?"




Танграм - это головоломка, которая представляет из себя квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом. Для дошкольников танграм - отличный урок для подготовки к школе. А в возрасте 5 - 6 лет дети очень любят играть. Им интересны головоломки с картинками.

 Цель игры заключается в том, чтобы собирать из деталей танграма  фигуры  животных, живущих на ферме. в игре представлены всем известные , так и экзотические животные, живущие на ферме крокодил, страус, верблюд и пр.

Правила игры танграм:

  • В собранную фигуру должны входить все семь частей.
  • Части не должны налегать друг на друга.
  • Части должны примыкать друг к другу.
  •  
  • Сюжетно-ролевые игры, прилагаемые  к нашей ширме: ветеринарная клиника, фермер, лесник, эколог.

1. «Ветеринарная лечебница»






Задачи: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.

Предварительная работа: экскурсия в медицинский кабинет. Наблюдение за работой врача (прослушивает фонендоскопом, смотрит горло, задает вопросы). Беседа с детьми о работе ветеринарного врача. Рисование «Мое любимое животное». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением родителей (халаты, шапки, рецепты и т.д.)

Игровой материал: животные, халаты, шапки, карандаш и бумага для рецептов, фонендоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, губка, шприц, мази, таблетки, порошки.

Роли: ветеринарный врач, медсестра, санитарка, работник ветеринарной аптеки, люди с больными животными.

Игровые действия: В ветеринарную лечебницу приводят и приносят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы их хозяина, задает вопросы, осматривает больное животное, прослушивает фонендоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра выписывает рецепт. Животное относят в процедурный кабинет. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны, смазывает мазью и т.д. После приема хозяин больного животного идет в ветеринарную аптеку и покупает назначенное врачом лекарство для дальнейшего лечения дома.

2. «ЛЕСНИК» 




Цель: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.  Вызвать у детей интерес к сюжетно-ролевой игре, помочь узнать о профессии «Лесник» Уметь играть сообща, использовать в игровой деятельности предметы, реквизиты, стимулировать творческую игровую активность, развить умение искать выразительные средства для создания игрового персонажа.

 Предварительная работа: беседа с детьми о профессии «Лесник»

 А вы знаете кто такой лесник? Да все верно, лесник –это человек, который следит за порядком в лесу, что бы никто не обижал зверей в лесу, не ломал деревья, не бросал мусор. Лесник хозяин леса у него много, дел он заботится о лесе и его обитателях. Что бы быть Лесником необходимо много знать и уметь, Лесник знает свой лес как пять своих пальцев. За день он проходит больше десяти километров. поэтому ему помогает специальный транспорт (снегоход) зимой где не может проехать, передвигается на лыжах.

Материал: набор предупреждающих экологических знаков круглой  формы с изображением лесных объектов (муравейник, ягоды, ландыш, гриб съедобный и несъедобный, паутина, бабочка, скворечник, птичье гнездо, костер, еж и др.).

Ход игры: дети поочередно выполняют роль лесника, который выбирает один из экологических знаков, лежащих в перевернутом состоянии на столе, и знакомит участников игры с лесными объектами, которые этот знак представляют; рассказывает, как следует вести себя в лесу, находясь рядом с данными объектами.

Воображаемая ситуация: Лесник и его помощники, должны по направлению компаса, добраться к лесу на лыжах. найти сторожку лесника. найти все нужное что бы .помочь жителям леса. Установить кормушки для косуль, для зайцев развешать веники сушенные, определить по следам какие лесные жители передвигаются по лесу. Повесить кормушки для лесных птиц. вернуться обратно из леса на лыжах. 


3. "Фермер"












ЦельСформировать представления детей о сельскохозяйственных профессиях, понимания необходимости труда жителей сельской местности в жизни людей.

Задачи: 

Расширять  интерес к играм в сельское хозяйство.

Формировать представления о  профессиях работников сельского хозяйства: животноводы – доярка, скотник, пастух, телятница;

полеводы -  тракторист, комбайнер, агроном.

Развивать умения применять эти знания в игре.

Учить детей действовать в соответствии с замыслом, развивать навыки самоорганизации:  самостоятельно брать на себя роли и доводить игру до конца;

пользоваться необходимым материалом, использовать игрушки заместители.

Совершенствовать  навыки культурного поведения, товарищеских взаимоотношений, умение действовать согласованно, считаться с интересами и мнением товарищей по игре.

Учить объединять несколько игр в единый игровой сюжет

Активизировать словарный запас детей:  уборка урожая, молочная ферма, сенокос, ветеринарный врач,  животноводы, полеводы, агроном,  доярка, доильный аппарат.

Воспитывать  чувство признательности и  уважения к труду сельских тружеников, на плечах которых лежит не легкий труд, воспитывать интерес к этим профессиям

Оборудование и материал: картины  с изображением сельскохозяйственных профессий, напольное панно с изображением луга, реки, дорог;  транспортные игрушки, животные, строительный материал, игрушки –заместители, загон  для животных, халаты, ведра, сумка ветврача с медикаментами, игрушки-заместители. 

             Игровой  замысел:

Обсудить ход игры, распределить роли,  уточнить  необходимый игровой материал.                            

-  Полеводы: отгружают от комбайнов  зерно на ток,  возят сено,  ремонтируют транспорт.

- Животноводы : выгоняют коров  на пастбище, пасут, загоняют в клетку, поят, кормят, чистят клетку.

- Ветеринар: делает прививки, лечит.

- Доярки: доят, сливают молоко, поят телят, водят детей в садик, кормят их.

- Повар готовит обед для водителей.

- Сотрудники детского сада следят за детьми.


4."Эколог"







Цель: создать условия для расширения и углубления знаний по теме.

Создавать условия и поощрять социальное творчество, умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, формировать навыки речевого этикета. Расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, ее необходимости для сохранения природы, социальной значимости.

          Задачи:

  1. Учить детей разнообразным игровым действиям;

  2. Развивать сообразительность, умение активно привлекать и комбинировать представление о различных трудовых процессах;

  3. Обобщить и закрепить знания детей о природе родного края; формировать представление об — экологах.

  4. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Спасаем лес от мусора.

Мотивация на игру: дети получают видеописьмо от помощников планеты Земля».

«Эколята» приглашают ребят сходить в лес и собрать вкусную и полезную землянику, но когда приходят на место, то видят кругом мусор. Что же делать?

Подготовка к игре: просмотр познавательных мультфильмов, чтение художественной литературы, тематические беседы.

Примерные игровые действия:

- Вызов по тревоге ребят- юных Эколят.(дети одевают атрибут шапочки, повязки и.т.д). Сигналом может быть, колокольчик, барабан, свисток и.т.д

-Осмотр места происшествия, ориентировка на местности;

-Распределение спасательных работ между разными группами; использование

-Техники специального назначения;

спасение пострадавших; оказание первой медицинской помощи;(по задумке детей)

-Доставка необходимых предметов в район происшествия; возвращение на базу.

Роли: спасатели, водители ,врачи, экологи, лесные жители попавшие в беду.

Также можно включать дополнительные роли пример: журналист.


Игра «Экологическая служба спасения». Вариант-2

Спасаем растения.

Примерные игровые действия:

- Вызов по тревоге ребят- юных Эколят.(дети одевают атрибут шапочки, повязки и.т.д). Сигналом может быть, колокольчик, барабан, свисток и.т.д

-Осмотр места происшествия, ориентировка на местности;

-Распределение спасательных работ между разными группами; использование

-Техники специального назначения;

спасение пострадавших; оказание первой медицинской помощи;(по задумке детей)

-Доставка необходимых предметов в район происшествия; возвращение на базу.

Роли: спасатели, водители ,врачи, экологи, лесные жители попавшие в беду.

Также можно включать дополнительные роли пример: журналист.


Игра ««Экологическая служба спасения». Вариант-3»

Спасение реки.

Подготовка к игре: Загадки про реку, Рассматривание иллюстраций, Чтение стихотворений. Просмотр мультфильма «Крокодил гена и чебурашка» Загрязнение реки. Рисунки по теме. Лепка рыб.

Игровые роли: Спасатели, водолазы, водители, врачи, экологи, речные обитатели, попавшие в беду. Также можно включать дополнительные роли пример: журналист.

Мотивация к игре: дети получают видеописьмо от девочки Маши ее любимая речка в беде. Просмотрев видеописьмо, ребята решают помочь Маше.

Методические рекомендации: в игре воспитатель не только расширяет круг представлений о заинтересовавшем детей явлении, но и помогает в организации игры; иногда принимает непосредственное участие в сговоре, иногда помогает спланировать игру.

Ход игры: Начиная игру, прежде всего воспитатель может организовать экскурсию на реку или предложить родителям сходить, где вместе с детьми понаблюдать за водными ресурсами, обсудить возникающие вопросы. После этого в группе воспитатель проводит беседу «Что мы видели на реке?», «Как мы можем помочь речке?». Воспитатель помогает в развитии сюжета.


Так же у нас есть картотека экологических игр по всем возрастам, гербарий "Листья с деревьев нашего края", "Вырастите цветочек", "Профориентация по экологическим профессиям".







Наша ширма находится в стадии разработки и постоянно пополняется новыми играми.

Таким образом, разработанная нами ширма позволяет решать целый комплекс задач: ознакомление с экологическими профессиями, расширение знаний о природе, воспитание бережного отношения к природе, развивать мышление, память, воображение, познавательные и коммуникативные навыки.




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Осенний праздник

Приветствие

Участникам конкурса